Врачебная тайна. 1

В теплое время года обостряется конфликт души и тела: солнце яркое, небо синее, птицы поют, а вас одолели сонливость, чувство разбитости и неизбежные простуды. А значит, назревает визит к терапевту.

Врачебная тайна. 1

О том, что эффективное взаимодействие врача и пациента – залог успешного выздоровления, говорится с древнейших времен. «Врач – самое популярное лекарство, а его личность – самое мощное плацебо», – утверждают психологи. На практике мы гораздо чаще сталкиваемся с полным отсутствием диалога. После стандартного вопроса: «На что жалуетесь?» -доктор как будто перестает обращать на вас внимание и углублятся в заполнение медицинской карты. И слишком многие вопросы остаются без ответа. Какой диагноз вам ставят? Почему нельзя посмотреть карту? Почему именно такое лечение? Почему эти препараты (порой довольно дорогие), а не их более дешевые аналоги? Почему, наконец, когда вы пытаетесь выяснить все это у своего доктора, то рискуете натолкнуться на встречный вопрос: «А вы что – врач?», категорично пресекающий дальнейшие расспросы…

Чем же на самом деле определяется способ лечения? На Западе врачи руководствуются тем, что в Америке называется золотым стандартом, а в Европе – клиническим протоколом. Эта разновидность подробного справочника (или должностной инструкции) содержит четкие указания на все случаи жизни: какие препараты или процедуры требуются при тех или иных симптомах, какие уточняющие анализы следует сделать, если симптомы слишком расплывчаты. И этот перечень обязательных процедур не привязан к оплате. Помимо прочего это означает, что практически в любой клинике США или Германии вы получите одинаковые рецепты и рекомендации по своему заболеванию.

В России проект внедрения стандартизации медицинского обслуживания существует уже около 10 лет, но до сих пор не воплощен в действительность. Соответственно, решение отечественный специалист принимает, основываясь на багаже полученных знаний и практического опыта. Что само по себе должно быть достаточно, если, конечно, знания, опыт и профессиональное чутье соответствуют нужному уровню.

Существуют и другие факторы, определяющие вашу участь. Во-первых, единая политика клиники, то есть для трудового коллектива любого медицинского заведения выработаны общие рекомендации по назначениям, чтобы избежать противоречий между заключениями коллег, работающих в разные смены.
Есть и еще одно обстоятельство, о котором медики откровенно упоминают в приватных беседах, хотя никогда не признаются в этом официально. Дело в том, что многие фармацевтические компании решают проблему продаж своих новинок, входя в контакт непосредственно с лечащими врачами. Выписывая определенный препарат (или направляя за ним в конкретную аптеку), врач получает оговоренный процент за каждого пациента. Простые и четкие механизмы материальной заинтересованности срабатывают безотказно – как и в любом другом бизнесе. Вот только происходит это за счет кошелька (а иногда и здоровья) клиента.

Дело, конечно, не в том, что назначаемые «под процент» лекарства плохие. Но чаще всего они существенно дороже своих менее коммерциализированных аналогов, да и предписываемые дозы могут оказаться завышенными. Особенно популярен такой «бизнес» при назначении всевозможных иммуностимуляторов, витаминных препаратов и БАДов. Неизбежных, когда речь идет о симптомах переутомления, общей слабости и хронической простуды. Некоторые врачи признаются (опять-таки в частном порядке), что ни один специалист не знает на 100%, в чем проблема этой весенней напасти. Выписывая очередную биологически активную добавку, врач рассчитывает прежде всего на внутренние ресурсы организма и на эффект плацебо – мощную веру пациента в исцеление.

Чтобы избежать подобной двусмысленности, было основано научное движение «Доказательная медицина», основные принципы которой – прозрачность лечения и достоверное подтверждение эффективности лекарств. Доказательная медицина опирается на результаты «двойных слепых» исследований, при которых ни пациенты, согласившиеся пройти эксперимент, ни врачи-наблюдатели не знают, кто из испытуемых получал плацебо, аналогичный препарат или само испытываемое лекарство. Поэтому зафиксированные в ходе подобного (довольно дорогостоящего) исследования результаты признаются объективными и становятся очередным вариантом «золотого стандарта».

Есть ли способ «разговорить» врача? Как лучше вести себя на приеме? Екатерина Медведева, психолог, к. п. н.:

Основных причин, по которым между медиком и его клиентом нечасто возникают открытые до-верительные отношения, две. Во-первых, профессиональное мышление врачей. Еще в студенческие годы они узнают о «трех категориях «трудных» больных». И невольно получается, что практически каждого пациента доктор пытается идентифицировать как «настырно-требовательного» (те, кто пытается выяснить причины того или иного назначения), «вязкого» («слишком интенсивно» пользующегося медицинской помощью) или «хронически недовольного» (осмеливающегося утверждать, что назначенное ле-чение не приносит результата). В этом случае врач противопоставляет себя больному, вместо того чтобы сотрудничать с ним.

Вторая причина – отношение пациента к медику. С одной стороны, мы готовы возложить на врача полную ответственность за свое здоровье. Но одновременно чрезмерно придирчивы к нему, с гоовностью обвиняя в халатности, некомпетентности, равнодушии. Первый шаг к нормализации отношений – увидеть во враче просто человека, пусть и обладающего специальными знаниями. При нормальном спокойном отношении доктор охотнее пойдет на диалог. Второй важный шаг – не ленитесь: если чувствуете, что это «не ваш» врач, ищите «своего». И не стоит обращать внимание на престижность клиники и научные звания. Иногда врач от Бога работает в районной клинике без высоких должностей и регалий.

www.domashnyochag.ru