ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ В СЕМЬЕ

Организуя занятия в домашних условиях, взрослые должны позаботиться об устройстве «домашнего стадиона». Дети могут заниматься самостоятельно или под руководством родителей.

Самостоятельно выполняются простые домашние задания по физической культуре, физкультминутки во время выполнения уроков по общеобразовательным дисциплинам, упражнения комплекса ГТО, а также подвижные и спортивные игры. Упражнения утренней гигиенической гимнастики, совершенствование основных двигательных качеств, участие в пешеходных, лыжных походах, прогулках и экскурсиях за город подростки должны осуществлять под руководством педагогов или родителей.

Каждая тренировка (занятие) для взрослых или детей в семье должна по форме приближаться к уроку физической культуры, состоять из трех частей и длиться 20—60 мин.
1. Подготовительная часть (6—15 мин).
Цель: подготовка организма к нагрузке, общая физическая подготовка, изучение и повторение подготовительных и специальных упражнений.
Средства: ходьба, бег, общеразвивающие упражнения (на месте и в движении, с предметами и без предметов), подготовительные и специальные упражнения, простые подвижные игры.

2. Основная часть (12—40 мин).
Цель: развитие физических способностей, обучение эле-ментам техники движений и движениям в целом, их совершенствование.
Средства: упражнения, направленные на развитие физи-ческих способностей, специально-подготовительные упражнения избранного вида спорта, бег, подвижные игры.

3. Заключительная часть (2—5 мин).
Цель: приведение организма к относительно спокойному состоянию.
Средства: спокойная ходьба с дыхательными упражнениями, упражнения на расслабление.
В недельном цикле занятий необходимо менять соотношение выполняемых упражнений. В начале недели необходимо включать упражнения, направленные на повышение физической и функциональной подготовленности организма, в конце же недели целесообразны упражнения восстановительного характера, снимающие напряжение трудовой деятельности. Интенсивность выполнения упражнений в начале недели несколько выше, чем в конце. В начале недели гимнастическим упражнениям отводится примерно 65% времени от продолжительности всего занятия, играм — 25%, бегу — 10%. В конце же недели это соотношение выглядит так: гимнастика — 25%, игры — 65%, бег — 10%.

К планированию воспитания двигательных способностей и выбору средств физической культуры и спорта в каждой семье необходимо подойти творчески.
Обычно сначала ставятся задачи воспитания основных физических качеств, а затем приступают к изучению техники движений.
В сентябре — октябре проводятся занятия, которые направлены на развитие скоростно-силовых качеств. Ведь сила необходима при выполнении почти всех двигательных действий. Помимо гимнастических и легкоатлетических упражнений большое место отводится упражнениям с элементами подвижных и спортивных игр.

В октябре — ноябре для воспитания силы применяются упражнения с отягощениями, оптимальная масса которых составляет 35—60% от максимальной, частота повторений упражнений — 8—16 раз в минуту. Полезны сгибание и разгибание рук в упоре, приседания на двух и одной ноге и др. Упражнения выполняются ритмично, не спеша, сериями — для ног, рук, туловища 8—15 раз. В октябре можно рекомендовать прыжковые упражнения и метания, проводя их сериями с интервалами для отдыха до полного восстанов¬ления работоспособности.
Прекрасным средством воспитания выносливости является кроссовый бег в медленном темпе. Методика его применения изложена в разделе «Оздоровительный бег».

В зимний период целесообразно заниматься лыжами, коньками, не забывая выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику.

Весной, в начале апреля можно приступить к упражнениям для воспитания силы, а во второй половине апреля и в мае — скоростно-силовых качеств (прыгучесть), а также выносли-вости. Используются легкоатлетические упражнения: бег на 20—30 м с места, прыжки в длину с места, тройной прыжок с места, многоскоки, метания различных снарядов, кроссовый бег в медленном темпе. Общеразвивающие упражнения: подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре, бег и прыжки со скакалкой, упражнения с гантелями и т. п. Значительное место отводится спортивным и подвижным играм\’.

Лето — пора отпусков и каникул, наиболее благоприятное время для занятий физической культурой и спортом. Арсенал применяемых средств довольно велик. Широко используются туризм (походы, прогулки, экскурсии), плавание, подвижные .и спортивные игры, бег, гимнастика.
Следует отметить, что при недостаточной физической подготовленности кого-либо из членов семьи, начинать тренировки необходимо с воспитания у них силы, качества являющегося базовым для совершенствования других физических качеств.
Контроль за уровнем физической подготовленности занимающихся рекомендуется проводить не реже 2 раз в году (осень, весна), а полученные результаты заносить в карту.

Семейное увлечение спортивными упражнениями и играми сближает детей и взрослых, создает благоприятный моральный климат, приносит благополучие и в конечном счете здоровье всем членам семьи.
Двигаться, двигаться и еще раз двигаться — вот сегодняшняя формула здоровья.